МБОУ "СОШ №5"
город Бийск Алтайский край
  • Информационная безопасность

    Горячая линия по вопросам информационной безопасности в МКУ "Управление образования Администрации города Бийска" Нисова Елена Владимировна 8 (3854) 22-14-08

    Информационная безопасность в МБОУ «СОШ № 5» представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
    Информационная безопасность в МБОУ «СОШ № 5» в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:
    •    персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, педагогическому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    •    обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    •    защищенная законом интеллектуальная собственность.

    В образовательном учреждении принятые следующие меры по обеспечению информационной безопасности участников образовательных отношений:
    •    Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.) через использование  программно-технических средств антивирусной защиты компьютерной техники в образовательном учреждении и своевременное их обновление.
    •    Заключен договор с провайдером по осуществлению контентной фильтрации трафика, ежемесячно проводится контроль фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования.
    •    Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры через внеурочную деятельность, классные часы, уроки безопасного поведения в сети Интернет.
    •    Систематический инструктаж педагогических работников и обучающихся по вопросам информационной безопасности.
    •    Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации на родительских собраниях.
    •    Обеспечение доступа обучающихся и педагогов (в БИЦ, кабинете информатики) к электронным образовательным ресурсам сети Интернет

    Детские безопасные сайты

    Обучающимся

    Информация о мероприятиях, проектах и программах,
    направленных на повышение информационной
    грамотности обучающихся

    УРОК ЦИФРЫ - всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий (https://урокцифры.рф)
    Обучающие материалы и тренажёры для обучающихся на тему информационной безопасности и повышения информационной грамотности.
    Проекты Фонда «Дети России Онлайн» «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» (http://detionline.com/).
    Данный проект направлен на повышение цифровой компетентности учителей и подростков, учащихся российских школ. В рамках проекта было проведено первое всероссийское исследование цифровой компетентности подростков и родителей, подготовлено методическое пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность». Проведена серия обучающих семинаров для тьюторов и учителей. 
    Проект «Дети в Интернете» (https://detivinternete.ru/)
    Направлен на популяризацию безопасного и полезного использования Интернета, включает в себя интерактивную выставку и тематические уроки для младших школьников. 
    Мероприятия Лиги безопасного интернета (http://www.ligainternet.ru/news/)
    Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. 


    Памятка по безопасности в сети Интернет (для возраста 9-12 лет)

    Памятка по безопасности в сети Интернет (для возраста 13-16 лет)

    Памятка "10 советов для детей"

    Памятка "Анонимность в сети"

    Памятка "Время в сети"

    Памятка "Что такое персональные данные"

    Родителям (законным представителям) обучающихся

    Памятка "Видеохостинги"

    Памятка "Воздействие виртуальной жизни: иллюзии соцсетей"

    Памятка "Кибербезопасность"

    Памятка "Киберугрозы"

    Памятка "Онлайн-игры"

    Памятка "Опасные публикации"

    Памятка "Поисковые системы"

    Памятка "Прямые трансляции"

    Памятка "Реальные последствия"

    Памятка "Семейное соглашение"

    Памятка "Фейки"

    Памятка "10 советов родителям по  проблемам безопасности в Интернете"

    Памятка "Вербовка и отбор детей в деструктивные сообщества в социальных сетях"

    Памятка "Клиповое мышление: цена личности"

    Памятка "Мошенничество в Интернете: необходимые средства защиты"

    Памятка "Что такое «нельзя»: обмен интимными фотографиями с незнакомцами в  Интернете"

    Памятка "Общение с незнакомцами онлайн: почему это опасно"

    Памятка "Опасные сообщества цифрового мира: как избежать  сетевой манипуляции"

    Памятка "Персональные данные"

    Памятка "Родительский контроль"

    Памятка "Цифровая зависимость"

    Педагогическим работникам

    Информационные компетенции являются ключевым фактором в образовании на протяжении всей жизни. Они являются первым шагом на пути к достижению образовательных целей, формированию грамотности человека.

    Грамотность определяется как «состояние образованности», «базовая грамотность» подразумевает классическую или традиционную грамотность – обученность чтению, письму, арифметическим вычислениям и операциям.

    В современном информационном обществе информационная грамотность рассматривается как набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.

    Информационно грамотные педагоги должны обладать навыками:

    критического мышления

    умения анализировать информацию и использовать ее для самовыражения

    независимого обучения и создания информации

    Информационно грамотные люди знают как собирать, использовать, организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде, для саморазвития.

    Информационная грамотность включает:

    Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?

    Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?

    Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?

    Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?

    Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?

    Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?

    Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?

    Соблюдение информационной безопасности при работе с информацией.

    Информационная грамотность связана c другими, схожими, видами грамотности, но должна быть дифференцирована. Особенно это касается владения информационными технологиями, сетевой грамотности, цифровой грамотности, интернет-грамотности, компьютерной грамотности и медиаграмотности.

    Одним из важных составляющих условий работы с информацией следует рассматривать информационную безопасность.

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.
    Понятие информационной безопасности
    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.
    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
    •    доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    •    целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    •    конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.
    Обеспечение информационной безопасности
    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Методические и справочные материалы

    Информация о мероприятиях, проектах и программах,
    направленных на повышение информационной
    грамотности педагогических работников

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    Нормативное регулирование

    Указ Президента Российской Федерации от 01.05.2022 № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации»

    Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в действующей редакции)

    Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (в действующей редакции)

    Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в действующей редакции)

    Приказ Минцифры России от 22.03.2022 N 226 "О перечне федеральных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции, на 2022 - 2027 годы

    Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»

    Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет»

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 03.10.2017 г. N 09-1995 «Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей»

    Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 № 08-1184 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»)

    Распоряжение правительства РФ от 28.04.2023г. №1105-р "Концепция информационной безопасности детей"

    Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции)

    Локальные нормативные акты

    • Все документы
    • Основные документы
    • Локальные акты
    • Положения
    • Безопасный интернет
    • Методические и иные документы
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике